Вы находитесь здесь: Главная > Талассотерапия > Тунисский хаммам — отдых для души и тела.

Тунисский хаммам — отдых для души и тела.

Тунисский хаммам — отдых для души и тела.

❤Хаммам — название общественных бань в Турции и на Востоке.
Данный вид бань воспринимается, как целое направление восточной культуры. Турецкие бани издавна строились как произведения искусства. И сегодня, посетив современный хамам, вы будете поражены красотой его убранства. Процедура посещения турецкой бани не ограничивается парилкой и бассейном.

Что бы расслабить тело, а главное душу, восточные люди проводят в хамамах не один час, общаясь, распивая настои и чаи, очищая организм. Классический хамам состоит из трех помещений. Первое — «джамекян» — служит раздевалкой. Тут по правилам востока, человек оставляет все повседневное – одежду, обувь, вещи. На теле остается лишь набедренная повязка. Следующее помещение называется «пестемаль». В нем происходит омовение. В хамаме данная процедура проводится с помощью медной чаши, из которой поливают воду и оливкового мыла, с помощью которого смывают пыль и грязь с кожи. Третье помещение турецкой бани называется «харарет» и представляет собой парную, которая очень отличается, от привычной славянскому человеку. В хамаме парилка представляет собой помещение, где и пол и лежаки выполнены из мрамора и нагреваются до 40-60 градусов. На мраморном лежаке достаточно комфортно находится долгое время.

Хаммам не просто место, где можно омыть тело и поправить здоровье.

Хамам чудесным образом вплелся в каждодневную жизнь. Здесь все равны: богатые и бедные, молодые и старые, красивые и непривлекательные — все на какое-то время становятся свободными от мира, который остается за стенами хамама. Существуют традиции, которые живы по сей день. Так, в бане празднуется появление у младенца первого зуба. Как и у многих народов, на Востоке существует предсвадебный обряд купания невесты — джалим хамами.

Весьма распространены традиции ритуального посещения хамама и по более будничным поводам. Совместное посещение бани с гостем — неотъемлемый атрибут гостеприимства. Такие события, как обрезание, помолвка, возвращение с военной службы или с войны, не обходятся без посещения хамама. Ходят туда и в знак религиозного очищения: перед тем, как надеть новую одежду, перед дальней дорогой, в честь выздоровления от болезни, после выхода из тюрьмы. Хамам являлся такой неотъемлемой частью общественной жизни, что даже богатые люди, имевшие свою собственную баню, обязательно посещали и общественную. Арабский писатель Юсуф Абдалхади говорил: «Кто совершил много грехов, пусть построит баню, чтобы смыть их». В старину владелец бани направлял часть прибыли, которую она ему приносила, на нужды мечети, медресе, а также вкладывал их в постройку других бань.
❤

Возникновение хамама скрыто от нас в глубине веков.

Византийская империя, которая просуществовала до середины II тысячелетия и все это время продолжала следовать многим римским традициям и обычаям. Именно в Византии, в городе Пергаме, который сегодня находится на территории Турции, практиковал знаменитый римский медик Гален — энтузиаст и большой поклонник терм. Арабы Аравийского полуострова, тесно общаясь с византийцами, переняли от них некоторые традиции. Еще до появления ислама частое мытье было достаточно традиционным для народов Востока.

Но арабы при этом лишь обливались холодной водой, знакомство же с роскошными традициями римских купаний, которое произошло во время завоевания арабами стран Леванта, принесло им первое из чудес бани — горячий пар. Арабы научились париться, но не переставали при этом обливаться холодной водой. Дело в том, что погружение в ванну, бассейн или другую емкость с водой казалось арабам противоестественным: согласно их религиозным воззрениям, это «купание в собственной грязи». И лишь с возникновением ислама началось развитие такого самобытного явления, как восточная баня. Арабские завоеватели в странах Востока редко использовали строения римлян. Они варварски обходились с наследием античного мира. С распространением ислама хамамы появились на территории Ирака, Средней Азии, Северной Африки (от Египта до Марокко). В период арабского владычества в Испании много восточных бань было построено и там, причем очень часто для этих целей перестраивались башни замков, дворцы, церкви……

Количество хамамов по сравнению с численностью и плотностью тогдашнего населения было поистине огромным, В IX веке в одной только восточной части Багдада насчитывалось 5 000 бань. 10 000 бань было во всем Багдаде уже в первой половине X века. Позднее количество хамамов стало сокращаться в основном за счет их качественного изменения. Во второй половине столетия, как сообщают, их снова было «всего лишь» 5000. Позже численность бань неуклонно уменьшалась, и в XII веке их осталось всего 2 000. То же самое происходило и в Египте: в Старом Каире было около 1170 горячих бань, а в Новом Каире в 1286 году — всего лишь 80.

К этому времени сформировался специфический архитектурный стиль хамама.

Многие сооружения роскошно оформлены мозаикой, во внутренних помещениях часто имеются фонтаны, бассейны с водой различной температуры. Мусульманский запрет на изображение живых существ способствовал появлению потрясающих по своей призрачной и загадочной красоте восточных орнаментов, которые в изобилии украшали вход и внутренние помещения хамамов. Наилучшие образцы подобного рода архитектуры — это Альгамбра в Гранаде (1358), Цитадель в Алеппо (1367), Хасеки Хуррем Хаман (1556).

Последний построен в период правления султана Сулеймана II по распоряжению его супруги Хасеки Хуррем (Настасьи Лисовской) — легендарной Роксоланы. Во многих регионах по примеру римлян арабы сооружали хамамы на горячих источниках. Они назывались каплика, или илика, В их горячих залах не было каменного постамента для массажа. Помещение обогревалось водой из источников. Старейшие на Востоке каплика и илика находятся в городе Бурса. Хамам — неотъемлемый элемент восточного городского пейзажа — строился, как правило, недалеко от мечети, но несколько в стороне, в скрытом от прямого обзора месте, В исламском городе он был в каждом квартале и ежедневно принимал своих постоянных посетителей. Как и римские бани, хамам стал центром общественной жизни. «Город хорош тогда, когда в нем есть баня», — говорил ранний арабский историк Абу Сир. Входная плата в хамам всегда была исключительно низка, и даже самый бедный человек мог позволить себе это удовольствие. В средние века даже существовал обычай не устанавливать определенной таксы — каждый платил сообразно своему положению.

С начала XX века для хамамов наступили времена упадка.

От них отвернулись богатые спонсоры, которые почувствовали дыхание западной цивилизации. Былая роскошь — мозаики и роспись, ковры и музыка — постепенно уходила из бань. Уже в середине XIX века в городах Турции состоятельные люди заводили в своих домах ванны и души по типу европейских. А в 20-х годах XX века законы Мустафы Кемаля Ататюрка, которые закрепили европеизацию турецкой общественной жизни, казалось, окончательно похоронили хамамы в этой стране. За последующие 50 лет многие из них разрушились, а те, что продолжали функционировать, находились в жалком состоянии. Они не окупались экономически, поскольку подогрев такого количества воды был разорительным. Однако хамам оказался слишком ярким и самобытным явлением восточной культуры, чтобы исчезнуть без следа. Постепенно голоса в пользу сохранения наследия национальной культуры становились все слышнее. Хамамы начали возрождаться. Немалую роль в этом сыграло развитие туризма в исламских странах. В странах Средней Азии — бывших союзных республиках — сегодня интенсивно реставрируются старые исторические здания хамамов и строятся новые, при этом стремятся не только сохранить национальный колорит, но и следуют канонам классической архитектуры. И сегодня крышу хамама выполняют в виде высокого купола, поскольку именно такая форма идеальна для концентрации свежего пара.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • Twitter
  • Twitter

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

ArabicChinese (Simplified)DutchEnglishFrenchGermanItalianPortugueseRussianSpanish