Вы находитесь здесь: Главная > Зарзис > Какие сокровища скрывала галера Махдия?

Какие сокровища скрывала галера Махдия?

Какие сокровища скрывала галера Махдия?

Средиземноморье стало колыбелью древних цивилизаций, в которых были высоко развиты искусства, наука и техника. Именно здесь в начале XX века зародилась подводная археология.
На заре подводной археологии первооткрывателями многих бесценных исторических находок становились греческие собиратели губок — морских беспозвоночных животных, из которых изготавливаются, в частности, всем известные волокнистые мочалки.

Итак, летом 1907 года бригада греческих собирателей губок вела промысел в Средиземном море у берегов Туниса. Как-то раз, во время очередного погружения, один из водолазов заметил в илистом грунте на сорокаметровой глубине странные большие предметы цилиндрической формы. Они были покрыты ракушками и водорослями и наполовину зарылись в песок и ил.
«Это, наверное, стволы старых пушек, — решили члены бригады, выслушав рассказ о находке. — Надо сообщить о них директору Тунисского археологического музея».
К счастью, директор оказался человеком инициативным и предприимчивым. Он направил к месту находки своих водолазов, и те установили, что полузанесенные илом странные предметы на самом деле вовсе не пушечные стволы, а колонны древнегреческих храмов. Они были, по видимому, частью палубного груза судна, затонувшего еще в античные времена. 
Есть и другая версия развития событий, согласно которой оно происходило не столь уж гладко.

Греческий ловец губок действительно сначала принял обнаруженные им предметы за стволы пушек. Но затем, присмотревшись, понял, что это мраморные колонны. Там же он увидел бронзовые и мраморные статуи, высовывающиеся из ила. Грек сообразил, что это был груз затонувшего здесь древнего корабля. Но он не сообщил о своей находке ни археологам, ни кому-либо из официальных лиц, а посвятил в эту тайну лишь некоторых своих товарищей. Вместе они потихоньку подняли на поверхность все, что сумели, и распродали древние сокровища богатым туристам.

Любопытная деталь: если бы судно затонуло чуть дальше от берега в нейтральных водах, то удачливые водолазы могли бы заниматься своим сугубо частным «бизнесом» в открытую, поскольку никто другой не имел бы право претендовать на остатки затонувшего судна и его груза, пролежавшие на дне моря более двух тысяч лет.
Но судно затонуло во французских территориальных водах, и греки поступали противозаконно. Поэтому в соответствии с действующим международным морским правом французские власти пресекли деятельность предприимчивых греков, объявили находку своей собственностью и передали работы по поднятию ценностей в руки опытных специалистов.

Руководителем этих работ стал французский археолог Альфред Мелрэн. Он добился, чтобы ВМС Франции предоставили ему аварийно-спасательный корабль, а власти выделили деньги на снаряжение подводной экспедиции.

Сокровища на дне.

Зная, что в ходе раскопок, и в первую очередь подводных, часть обнаруженных предметов по недосмотру нередко оказывается поврежденной или даже разрушенной, Мерлэн решил с самого начала организовать работы так, чтобы свести к минимуму риск подобных утрат. Он лично руководил всеми действиями водолазов с борта корабля.
Однако после прибытия экспедиции на место назначения ее с самого начала стали преследовать разного рода трудности и неудачи, с каждым днем все больше осложнявшие работу.

Частые штормы вынуждали прекращать погружения, а ураганы срывали служившие ориентирами буи, так что погибшее судно нередко приходилось отыскивать заново. Кроме того, сильные придонные течения затрудняли движения водолазов и, поднимая со дна облака ила, мутили воду, которая подчас становилась почти непрозрачной.

Так, в борьбе со стихией и разного рода неполадками команда спасателей трудилась в течение пяти летних сезонов. К концу этого срока закончились с большим трудом полученные деньги, а военные моряки потребовали возвратить одолженный экспедиции корабль, хотя работы по поиску и спасению сокровищ античного искусства еще только по настоящему развернулись. С тяжелым сердцем Мерлэн распорядился прекратить изыскания. Однако даже то, что экспедиция успела поднять с затонувшего судна, стоило затраченных усилий и средств.

Это судно стало известно всему миру как «галера Махдия», поскольку оно было обнаружено близ одноименной рыбацкой деревушки, на месте которой во времена Карфагена и позднее, после римского завоевания, находился цветущий город, бывший резиденцией проконсула.
Груз судна составляли не только колонны, но и бесчисленное множество шедевров античного искусства. Шестьдесят колонн с капителями и цоколями удалось извлечь из воды.

Каждая из них была четыре метра длиной и диаметром 65 сантиметров. Они несомненно предназначались для храма. Под колоннами и между ними лежали бронзовые статуи, античная мебель, вазы и амфоры, в которых еще сохранились остатки провизии, наполнявшей их две тысячи лет назад: оливковое масло, вино, зерно и другие продукты. Были там и не менее ценные для науки предметы будничного обихода: фаянсовые канделябры, светильники с фитилями, несколько возвышений для ложа, а также разнообразная домашняя утварь и кухонные принадлежности, включая горшки и сковородки.

Среди поднятых на поверхность предметов оказались также несколько каменных плит с высеченными на них греческими надписями, две плиты содержали тексты афинских указов. Плиты, видимо, служили балластом судна.

В настоящее время махдийские сокровища заполняют шесть залов Тунисского музея Бардо. Взорам восхищенных зрителей предстают замечательные творения из мрамора и бронзы: фигуры Гермеса и Эрота, бюст Афродиты, изображения Пана, Ниобы и Сатира, маленькие забавные статуэтки комических танцовщиц.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • Twitter
  • Twitter

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.