Вы находитесь здесь: Главная > история Туниса > ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ, КОТОРОГО НЕТ…

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ, КОТОРОГО НЕТ…

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ, КОТОРОГО НЕТ…

Лачуги бедноты и роскошные виллы богачей, акрополь и храмы на холме Бирса, шумный рынок и узкие полутемные улочки — таким представал Карфаген перед чужеземцами, прибывавшими в город. Как справедливо отмечают, он напоминал старинные восточные города с их запутанной планировкой. Еще Б. А. Тураев подчеркивал, что «несмотря на непосредственное соседство с греками, и на многолюдную греческую колонию, и на многочисленные памятники греческого искусства, Карфаген оставался восточным городом и по облику и по нравам своих обитателей».
Главную роль в возвышении Карфагена сыграло его идеальное географическое положение. Карфаген был важнейшим портовым городом в западной части Средиземноморья. Общая площадь города составляла примерно 20 квадратных километров. Для сравнения: площадь Вавилона и Александрии составляла 10 квадратных километров, а площадь Рима в III веке нашей эры, когда император Аврелиан обнес его стеной, — 18 квадратных километров.

По данным археологических раскопок, первый искусственный порт был построен в Карфагене в первой половине IV века до нашей эры. Он напоминал, скорее, длинный канал, прорытый к морю. Вскоре его засыпали, а вместо него построили два порта, торговый и военный. К началу III века морское сообщение стало столь оживленным, что можно было в считанные дни отыскать в Карфагенском порту корабль, который умчит тебя в любую точку Средиземноморья.

Вход в карфагенский порт защищал укрепленный мол, чей фундамент сохранился до сих пор. Канал шириной более 20 метров соединял торговую гавань с морем. В случае опасности его перегораживали железными цепями.

Посредине этой круглой гавани карфагеняне возвели искусственный круглый остров. Здесь находилась резиденция морского военачальника — суффета. «С этого места давались трубные сигналы, — писал Аппиан, — глашатай возвещал то, что требовалось огласить». Отсюда военачальник видел все, что происходило в открытом море. Археологи обнаружили на острове остатки высокой платформы, которая располагалась выше доков (их высота равнялась 6–8 метрам).
Теперь на месте древней гавани — два небольших пруда, занесенных илом. Во время расчистки этих водоемов в 1954–1955 годах на дне их были обнаружены каменные плиты, а также остатки каменного основания моста, который соединял остров с городом.

Простая арифметика показывает, что вдоль береговой линии порта могло выстроиться 152 корабля. Возле «адмиральского острова» располагались на стоянке еще тридцать кораблей.
Военная гавань была ограждена от посторонних стеной. «Подплывающим нельзя было ясно видеть, что делается внутри гавани», — писал Аппиан. На набережных размещались верфи, где строились корабли, и склады, где содержалось все нужное для их оснащения.

Рядом с гаванью находилась главная площадь города — большая площадь неправильной формы. Ее сравнивали с греческой агорой или римским Форумом. Она стала средоточием хозяйственной и административной жизни Карфагена. Эту торговую площадь называли, как и саму гавань, — Котон. Три улицы вели отсюда к Бирсе.

Неподалеку от этой площади находилось здание, где заседал карфагенский сенат (иногда его заседания проходили в храме Эшмуна). Поблизости, под открытым небом, проводился суд.

К югу от Котона располагался тофет. Здесь карфагеняне приносили жертвы богам. Вглубь полуострова вдавались жилые кварталы. Дома перемежались с садами и даже полями. Площадь, обнесенная городскими стенами, была достаточно велика, тем не менее карфагеняне возводили дома в несколько этажей. В глухих, беленых стенах домов, выходивших на улицу, почти не было окон.

Расположенный у моря нижний город был шумным и восточным. Этот район — Малка — был застроен домами в шесть-семь этажей, напоминавшими здания, которые возводились в самом крупном финикийском городе — Тире, прародине карфагенян. По сообщению П. Синтаса, в Карфагене была найдена золотая подвеска, изображающая многоэтажный дом с плоской крышей, стенами, сложенными из сырцового кирпича, и почти квадратными окнами, расположенными только в верхних этажах. Стены зданий были покрыты обычно белой штукатуркой. Дома эти походили, скорее, на казармы. Они теснились на пыльных улочках — таких узких, что с крыши одного дома на крышу другого можно было перейти по переброшенной доске. В этих казармах ютились красильщики, матросы, торговцы рыбой и портовые рабочие — городская чернь. Большинство их жило одним днем и не знало, что им делать завтра.

Наиболее укреплены были две части города — гавань и Бирса. Впрочем, прилегавшие к ним кварталы были застроены так тесно и так изобиловали садами, бассейнами, рвами, что неприятельским солдатам, доведись им ворваться в Карфаген, пришлось бы немало проплутать в этом огромном городе.

А вот для крепости Бирса была характерна эллинистическая планировка: прямые улицы располагались в четком геометрическом порядке; лестницы соединяли различные части холма; улицы, как и в сицилийских городах, были оборудованы сточными трубами.

ПОПРОБУЙТЕ НЕ ПРОСТО ПРОЧИТАТЬ НАПИСАННОЕ, НО И ПРЕДСТАВИТЬ КАК ВЫГЛЯДЕЛ ГОРОД ВО ВРЕМЯ СВОЕГО РАССВЕТА…..

Теги: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • Twitter
  • Twitter

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

ArabicChinese (Simplified)DutchEnglishFrenchGermanItalianPortugueseRussianSpanish